Неточные совпадения
По его
понятию, надо было перебить кретоном всю мебель, повесить гардины, расчистить сад, сделать мостик у пруда и посадить цветы; но он забыл много других необходимых
вещей, недостаток которых потом измучал Дарью Александровну.
Ошибаться может каждый, ошибки могут быть нелепы, если человек судит о
вещах, чуждых его
понятиям; но было бы несправедливо выводить из нелепых промахов Марьи Алексевны, что ее расположение к Лопухову основывалось лишь на этих вздорах: нет, никакие фантазии о богатой невесте и благочестии Филиппа Эгалите ни на минуту не затмили бы ее здравого смысла, если бы в действительных поступках и словах Лопухова было заметно для нее хотя что-нибудь подозрительное.
Но теперь я дошел до такого обстоятельства, что, при всей бесстыдной низости моих
понятий, на меня нападает робость, и думаю я: «Не лучше ли было бы скрыть эту
вещь?
Чтоб дать полное
понятие о нашем житье-бытье, опишу целый день с утра; однообразность была именно одна из самых убийственных
вещей, жизнь у нас шла как английские часы, у которых убавлен ход, — тихо, правильно и громко напоминая каждую секунду.
Понятия о
вещах были в них равные, правила жизни знали они равно, но остроту разума и движения сердца природа в них насадила различно.
Таким образом, совершенно ясным становится значение художнической деятельности в ряду других отправлений общественной жизни: образы, созданные художником, собирая в себе, как в фокусе, факты действительной жизни, весьма много способствуют составлению и распространению между людьми правильных
понятий о
вещах.
Так что, ежели бы не учителя, которые продолжали ходить ко мне, не St.-Jérôme, который изредка нехотя подстрекал мое самолюбие, и, главное, не желание показаться дельным малым в глазах моего друга Нехлюдова, то есть выдержать отлично экзамен, что, по его
понятиям, было очень важною
вещью, — ежели бы не это, то весна и свобода сделали бы то, что я забыл бы даже все то, что знал прежде, и ни за что бы не выдержал экзамена.
— Ваши мужественные поступки, Сусанна Николаевна, — продолжал Егор Егорыч дрожащим голосом, — и благое о лас, масонах,
понятие удостоверяют меня, что не свойственное женщинам любопытство, не детское
вещей воображение руководит вами и заставляет вас стремиться поступить в наши сочлены, но чувства более серьезные, ценя которые, мы опешим вас принять в наше братство. Господин секретарь, внесите имя Сусанны Николаевны в список членов нашей ложи!
Можно самому непонятливому человеку объяснить самые мудреные
вещи, если он не составил себе о них еще никакого
понятия; но самому понятливому человеку нельзя объяснить самой простой
вещи, если он твердо убежден, что знает, да еще несомненно знает то, что передается ему.
— Вздор!.. Все это
вещи и
понятия относительные. У меня есть два рубля…
Но, как мы уже сказали, естественные стремления человека и здравые, простые
понятия о
вещах искажены и почти заглушены во многих.
Итак, если мы положим руку на сердце, то оно скажет нам, что мы действительно истинно здравых
понятий о
вещах в своем яснопостижении обладать не можем.
Васильков. Что она с характером, это очень хорошо; в женщине характер — большое достоинство. А вот что жаль, Лидия Юрьевна имеет мало
понятия о таких
вещах, которые теперь уже всем известны.
Надежда Антоновна. Да зачем ей, скажите, мой друг, зачем ей иметь
понятие о
вещах, которые всем известны? Она имеет высшее образование. У нас богатая французская библиотека. Спросите ее что-нибудь из мифологии, ну, спросите! Поверьте, она так хорошо знакома с французской литературой и знает то, о чем другим девушкам и не грезилось. С ней самый ловкий светский говорун не сговорит и не удивит ее ничем.
M-lle Boncourt особенно строго и кисло посматривала через очки свои, когда Наталья читала исторические книги: по
понятиям старой француженки, вся история была наполнена непозволительными
вещами, хотя она сама из великих мужей древности знала почему-то только одного Камбиза, а из новейших времен — Людовика XIV и Наполеона, которого терпеть не могла.
Не мудрено поэтому, что он с самого начала раскрытия своего сознания стал уже получать не слишком выгодное
понятие о существовавшем тогда порядке
вещей.
Сколько у Шекспира, у итальянских живописцев такого, что понимается и ценится только тогда, когда мы перенесемся в прошедшее с его
понятиями о
вещах!
Из обыкновенных [гегелевских] определений, напротив, по странному противоречию, следует: прекрасное и великое вносятся в действительность человеческим взглядом на
вещи, создаются человеком, но не имеют никакой связи с
понятиями человека, с его взглядом на
вещи.
Так, например, в «Былях и небылицах» рассказывает она об одном человеке, который «мысли и
понятия о
вещах, которые сорок лет назад имел, и теперь те же имеет, хотя
вещи в существе весьма переменились.
(64) Статья «Собеседника» заимствована, конечно, из «Письмовника», первое издание которого, под именем «Универсальной грамматики», вышло еще в 1769 году. Там статья эта носит название: «Повесть о том, как некоего юношу друзья его уверили, что он ослеп». Помещена она (см. пятое издание, 1793) там под № 234, тотчас после знаменитой в свое время «Потешной повести о педанте», которая одна даже могла бы дать
понятие о нравах того общества, в котором печатались и имели успех подобные
вещи.
— Послушайте, Катерина Архиповна, в подобных
вещах нужно выбирать два полюса: или решительно не выдавать дочь, если это невыгодно по вашим
понятиям, или выдавать без всякого размышления, а так, потому только, что дочке этого желается.
Основавшися на таком ясном и справедливом заключении моей маменьки, женщины хотя и неученой, но с большим количеством здравого рассудка и потому видящей все
вещи в настоящем виде, цвете и мере и сходно с моими
понятиями, я всем моим рассуждениям произнес следующий результат: «тьфу» и, произнеся это маменькино любимое выражение, и, по примеру их, плюнув в самом деле, вступил"в синтаксис"с видом самодовольства.
Когда я говорю: невеста с достоинствами, то не воображайте, что я говорю, применяясь к теперешним
понятиям, то есть, что девица воспитана отлично, образована превосходно, обучена всем языкам, пляскам, музыкам разным и проч. — нет, мы понимали дела в настоящем смысле и
вещи называли как должно; воспитана — означало у нас: вскормлена, вспоена, не жалея кошту, и оттого девка полная, крупная, ядреная, кровь как не брызнет из щек; образована — объясняло, что она имела во что нарядиться и дать себе образ или вид замечательный, в прочих же достоинствах разумелось недвижимое и движимое имущество, пуды серебра (тогда серебро не считалось на деньги, а на вес), сундуки с платьями, да платьями все глазетовыми, парчевыми, все это не теряющее никогда цены…
— Опять-таки вы меня не удивляете, — заметил он после некоторого молчания, — все это слишком давно перестало меня удивлять. Предпосылов, так тот прямо бы вам отрезал, что подобное ваше непонимание
вещей самых естественных происходит от извращения самых обыкновенных чувств и
понятий ваших — во-первых, долгою нелепою жизнию, а во-вторых, долгою праздностью. Впрочем, мы, может быть, еще не понимаем друг друга; мне все-таки об вас говорили хорошо… Лет пятьдесят вам, однако, уже есть?
Вследствие таких
понятий и такого порядка
вещей установились почти повсюду враждебные отношения рабочего класса к подрядчикам и заводчикам, — и обратно.
Действительно, большая часть преступлений и безнравственных поступков совершается по невежеству, но недостатку здравых
понятий о
вещах, по неуменью сообразить настоящее положение дел и последствия поступка; и только немногие безнравственные действия совершаются вследствие твёрдого, но ложного убеждения.
И гимназист или кадет высказывают эти
понятия, — так трудно, с бою доставшиеся прежде, — совершенно спокойно, без всякого азарта и самодовольства, как
вещь, которая иначе и быть не может, и даже немыслима иначе.
В Петербурге шампанское с квасом
Попивали из древних ковшей,
А в Москве восхваляли с экстазом
Допетровский порядок
вещей,
Но, живя за границей, владели
Очень плохо родным языком,
И
понятья они не имели
О славянском призваньи своем.
Теперь два слова об этом самом русском обществе: в нем очень сильно бродильное начало; оно само, пожалуй, не знает хорошенько, чего ему хочется, потому что вся сумма его национальной жизни в последнее время показывает какую-то непроходимую, темную путаницу
понятий и отношений; но во всей этой нелепой путанице для нас ясны две
вещи: сильное брожение и подготовленное нами же сочувствие нашему делу.
Для рассудка («чистого разума») такое удостоверение, может быть, и является «мистическим» и установляется «верою», но это показывает только всю условность и недостаточность отвлеченно-рассудочного понимания познания, ибо корень познания жизненно-прагматический, и
понятие эмпирии должно уже наперед включать в себя признак действенности, ощупывающей
вещи и отличающей идеальности от реальностей (кантовские «талеры» в воображении или в кошельке) [Имеется в виду рассуждение И. Канта в «Критике чистого разума» (Кант И. Соч · · В 6 т. М., 1964.
Но в каком же отношении стоят эти
понятия к бытию
вещей, ideae к res» [Идеи ‹к›
вещам (лат.).]?
Так, символ в рационалистическом применении берется как условный знак, аббревиатура
понятия, иногда целой совокупности
понятий, конструктивная схема, логический чертеж; он есть условность условностей и в этом смысле нечто не сущее; он прагматичен в своем возникновении и призрачен вне своего прагматизма; он возникает по определенному поводу, цепляется за
вещи лишь в предуказанных точках, его реализм частичен, акцидентален.
Вещь в себе есть Grenzbegriff, предельное
понятие, превышающее всякое познание.
«Знаменитый символ пещеры у Платона, — пишет А. А. Тахо-Годи в комментарии к этому месту диалога, — дает читателю образное
понятие о мире высших идей и мире чувственно воспринимаемых
вещей, которые суть не что иное, как тени идей, их слабые копии и подобия» (там же.
Вопрос о софийной природе
понятий [Учение Николая Мальбранша о видении
вещей в Боге и о богопознании как сущности познания
вещей представляет большую аналогию к учению, здесь развиваемому (обстоятельный очерк учения Мальбранша на русском языке см. у Μ. Η. Ершова.
Должны существовать идеи не только настоящих
вещей, но и прошедших, даже идеи отрицания, относительного, гибнущего, смерти, уничтожения и под Сила этого аргумента заключается в прямом отожествлении
понятий, возникающих в мире явлений и по поводу их, с самыми идеями, но это прямолинейное отожествление отнюдь не вытекает из платоновского учения, ибо мир идей, хотя и имманентен миру явлений, как его основа, но вместе с тем и принципиально от него отличается Идеи в нем погружены в становление и небытие, терпят многочисленные преломления и отражения, собственно и составляющие область относительного.
Другими словами, антитезу между номинализмом и реализмом можно примирить в смысле соединения обоих, ибо
понятия суть одновременно и realia и nomina [
Вещи и имена (лат.).
По этой теории, Ding an sich [
Вещь в себе (нем.).] хотя и трансцендентна, но все-таки отпечатлевается в сознании в качестве «идей» или предельных
понятий.
В свое время «антитезу между номинализмом и реализмом» пытался, подобно Булгакову, примирить Абеляр, решивший проблему универсалий в духе концептуализма:
понятия не имеют самостоятельной онтологической реальности, но воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных
вещей.
Для того чтобы схемы
понятий наполнялись жизненным содержанием и в сети разума уловлялась действительная, а не воображаемая рыба, надо, чтобы познание имело орган такого удостоверения действительности, чувство реальности, которая не разлагается на отдельные признаки
вещи, но их связывает собой в бытии.
Конечно, центральное место принадлежит здесь его многозначному
понятию Ding an sich,
вещи в себе, недоступной опытному познанию.
На этом же смешении идей и
понятий всецело основан и следующий аргумент Аристотеля, будто бы согласно теории идей для каждой
вещи должно существовать несколько и даже много идей, напр., для человека — животное, двуногое, человек и под.
Граф Орлов отвечал, что желание ее может быть исполнено тотчас же, что он для ее удовольствия прикажет кораблям произвести маневры, чтоб она могла составить некоторое
понятие о морских сражениях, словом, наобещал такое множество самых любопытных
вещей, если она удостоит адмиральский корабль своим посещением, что и не такая женщина, как принцесса, ни на минуту не задумалась бы над тем, принять или не принять такое любезное предложение.
Поговорив о погоде, о военных действиях, об общих знакомых офицерах и убедившись по вопросам и ответам, по взгляду на
вещи в удовлетворительности
понятий один другого, мы невольно перешли к разговору более короткому.
— Как для вас, господа, все эти вопросы с высоты теории легко решаются! — говорил между тем Киселев. — Для вас кустарь, мужик, фабричный — все это отвлеченные
понятия, а между тем они — люди, живые люди, с кровью, нервами и мозгом. Они тоже страдают, радуются, им тоже хочется есть, не глядя на то, разрешает ли им это «исторический ход
вещей»… Вот я в Нижнем получил от моих палашковских артельщиков письмо…
Реальность универсалий означала реальность общего и отвлеченного, присутствие в
вещах того, что утверждается в
понятиях, имеющих универсальное значение.
Отчего я боялась деревни? Оттого, что была глупа и хорошенько не знала, что в моей натуре. Программа, заданная мне Степой, начинает уже полегоньку исполняться. Вот первая
вещь: я чувствую, что среди чего-нибудь похожего на природу, где зелень, небо, воздух и хорошее человечное уединенье, мне дышится прекрасно. Я об этом и
понятия не имела. Другими словами, я не знаю многих своих не только умственных стремлений, но и простых вкусов.
Доход с ребенка — это самая законная
вещь по
понятиям его родителей.